«Эстетика» и «Практика» Black Metal

Елена Семеняка
Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

Для большинства любителей металла блек есть столь же закрытой книгой, как сам металл для всех «непосвящённых». К тому же качество и горизонт интерпретации феномена определяются общим культурным уровнем самого почитателя. Бесспорно, блеку подвержены сознания весьма различных степеней просвещённости. Отсюда неизбежны как разногласия по поводу в среде поклонников, так и герменевтическая сверхамбиция более просвещённого сознания проникнуть в то, чем занимаются его «соратники», гораздо глубже и полнее, нежели они сами (к счастью, со стороны последних не наблюдается ответная тенденция). Причём эта претензия приобретает настоятельность прежде всего по той причине, что почитатели Black Metal склонны демонстративно соглашаться с рядом стереотипных инвектив, которые им адресуются с позиции и в терминах внешнего наблюдателя, точнее, обывателя, часто по совместительству авторитетного «исследователя» определённой субкультуры. Ядром классического перечня инкриминаций бессменно остаётся великая и страшная Идеология. Её суровым обличителям она обычно представляется в виде такой гремучей смеси:

• Антихристианство как нигилистическое отрицание «высших ценностей, ставших синонимом культуры».
• Сатанизм как дьяволопоклонничество в лучших традициях Церкви Сатаны господина Ла Вея.
• Язычество как узколобое почвенничество, не врубающееся в христианский универсализм.
• Оккультизм как отправление чёрных месс и магических ритуалов.
• Инфантильное восхваление Вселенского Зла во всех его проявлениях, упадническая эстетика тьмы и смерти.
• Слепая пропаганда мизантропии, агрессии, культа войны и антигуманизма.
• В отдельных случаях – фашизм как антисемитизм, ура-патриотизм, милитаризм и гомофобия.

Общий и совокупный примитивизм этих «воззрений» прекрасно сочетается с фигурой психически неустойчивого подростка, отчаянно бунтующего против так называемого мира взрослых, который, впрочем, «перерастёт» столь несуразную аберрацию, стоит только восполнить его нехватку в любви и заботе. Тот факт, что исполняют блек далеко не подростки, естественно, объясняется тем, что последние получают неимоверно высокую прибыль от реализации своих записей, а потому не собираются лишаться столь лёгкого хлеба. А вместе с ним и идеологической «приманки».

Согласно этой точке зрения, если вам удалось приобрести запись в стиле Black Metal, то вообще не слушайте её – достаточно ознакомления с концепцией буклетика (жаль, многие не делают буклетиков) и биографиями исполнителей, чтобы проникнуться идеей. Выбор тональности и музыкальных инструментов, вокал и образная компонента – второстепенное приспособление для передачи смысла. Но блек, конечно же, не сводится к идеологии. У гэнгста-репперов, к примеру, не менее скандальные идеи, но интереса к ним от этого как-то не прибавляется. Однако стоит аранжировать блекерский текст в стиле хип-хоп – никто не посчитает это блеком, уверяю, тогда как с точки зрения идеологии он ничего не потеряет.

И всё же нечто в этой постановке не лишено смысла. Тот факт, что блек не занимается прозелитизмом и не зомбирует детишек, вовсе не означает, что он принадлежит к божественно-бесстрастному «искусству ради самого искусства». Естественно, блек не обслуживает идеологию – верить в подобное значит свести любое творчество к нулю. Но блек имеет свою истину и он готов провозглашать её в открытую, без «либерально-христианской» предцензуры, которая ведёт борьбу с ею же созданной идеологией.

Не составляет сложности заметить, что общим знаменателем для перечисленных характеристик есть принадлежность к фонду ругательных означающих или привычных раздражителей, призванных запустить условный рефлекс отторжения (с приветом «левому фашисту» Жижеку). И даже более того, любые сокрушения по поводу буквально-фанатичного приятия подобных установок уже всерьёз предполагают вполне реальную возможность такового, что превращается в воистину неисчерпаемый источник для насмешек со стороны продвинутых блекеров, оправданно издевающихся над интеллектуальной незамысловатостью такого «подозрения».

А потому бессмысленно доказывать с пеной у рта, что я на самом деле никакой не блекер, я так себе, проходил мимо, услыхал BURZUM, а это в принципе не блек, и вообще я полностью нормальный парень (девушка), не поклоняюсь дьяволу, не режу негров (евреев-геев), не жгу церквей и проч. и проч. – это смешно и жалко; хотите «сатаниста» – вы его получите: «Да, я aнтихрист, мизантроп, фашист и дьяволопоклонник! Причём в одном лице...» (здесь следует представить адский хохот).

Но это не значит, что мы имеем дело исключительно с кемпом или что неприятие «гуманистического идеала», нетерпимость и пр. имееют глубоко символический статус, а «на самом деле» блекеры вполне «нормальные», «порядочные» граждане, с благодарностью использующие предоставленное демократическим обществом «право» на эксцентричный досуг после законопослушного отправления своих служебных обязанностей. Из всех металлических поднаправлений, пожалуй, блек наиболее последователен в элиминации обычного разрыва между «моими эстетическими увлечениями» и «реальной жизнью». По убеждению Инфернуса из GORGOROTH,

“...Black Metal is not another musical genre, and it is not a hobby or something you do for the fun of it. It is a life code and it implies a certain mentality and an outlook on life.”

Поэтому можно сказать, что на каком-то уровне карикатурности «идеология» глазами обывателя реально отражает то ни за что не подлежащее сомнению расположение, которое фундирует блек-металлический «жизненный код, ментальность и мировоззрение». Это расположение – беспрекословное признание своей свободы, или обязанности поступать только согласно своей воле, без предопределения добра и зла – естественно, не есть изобретением блек-металлистов. В роли «идеологии», тем более в составе вышеперечисленных «позиций», блек абсолютно не оригинален; все стоящие тезисы, когда-либо запечатлённые в его лирическом наследии, были озвучены задолго до возникновения Black Metal и точно так же профанированы безотносительно к его достоинству. Но совершенно уникален тот дух священнодействия и битвы, который обитает в блек-металлических шедеврах поистине беспрецедентной и колоссальной энергетики. И абсолютно заразительна та дерзкая готовность эстетизировать всё тёмное и злое в знак отвержения извечной склонности к подмене свободы каким-либо Благом – светлым и добрым, разумеется (Better to reign in hell!). И всё же самым замечательным есть то необъяснимое родство, которое объединяет многие, казалось бы, предельно разные команды и их не менее различных почитателей в одну великую Black Metal братию, на редкость верную тому, что держит её вместе.

Причём это родство существовало до знаменательных событий в ранней  истории Black Metal, хотя проигнорировать влияние последних тоже не представляется возможным. Обычно, говоря о блеке, с них начинают, но потому на этом и заканчивают. Имеются в виду норвежские поджоги церквей, убийства и самоубийство, которые действительно имели место в начале 90-х во время становления Black Metal и придали ему скандальную известность в довольно широких кругах общественности. Прежде всего его прославил легендарный Варг («Волк»), бывший Кристиан, Викернес (one-man band BURZUM, также известен под именем граф Гришнак), приговоренный к максимально возможному согласно норвежскому законодательству сроку – 21 год – за убийство Ойстена Аарсета «Йеронимуса» (1993 г.), гитариста не менее культовой Black Metal группы MAYHEM (1).

Все эти криминальные события считаются убийственным свидетельством в пользу существования идеологии, порабощающей умы нестойких: иначе как же ещё можно объяснить столь «грустные», «бессмысленные» и, между прочим, немало беспокоящие общество поступки?.. Как следовало ожидать, часть metal сцены также подвергла Викернеса остракизму, но, тем не менее, часть отказалась выносить критичные суждения по поводу (фронтмен EMPEROR Исан, к примеру, прокомментировал очередное злодеяние, ассоциированное с блек-металлистами (убийство гомосексуалиста гитаристом EMPEROR в 1992 г.), следующим образом:

«Я не могу осуждать его за то, что он убил того парня – это было его, Фауста, решение, и он сам должен справляться с последствиями своего поступка)».

Фундаментальная амбивалентность в оценке этих происшествий состоит в неизбежном колебании между гордым приятием прямого доказательства, что блек не есть коммерческим проектом «зажравшихся капиталистов» (сложно представить себе большее несходство!), и осознанием того, что блек есть полностью самодостаточным явлением, не требующем внешних оправданий и не сводящимся к актам неподчинения наличному порядку. К первому полюсу тяготеет, к примеру, Майкл Мойнихан, один из авторов дискусионной книги с одиозным названием “Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground”:

“What I liked about the Black Metal people that I saw right away was that they seemed totally unhypocritical... Because you'll see these other bands like TG [Throbbing Gristle] who were also in a lot of ways using really violent imagery and ultimately you have someone like Genesis P-Orridge being some hippie, flower child in reality.”

Отсюда ностальгия одного “Son of Satan”:

“But nothing is really happening in Norway now as in regard to anti-Christian action. People say that there will be no more church fires which of course is a sad thing. No matter what, the church burnings were great. Even if it didn't really help in the war against Christianity I thought it was a great thing. A hail to those who committed those deeds.”

Второй полюс представлен собственно исполнителями блека, среди которых такие ветераны Black Metal сцены, как вышеупомянутый Исан из EMPEROR, который явно не в восторге по поводу гиперуспешности всех этих провокаций, фактически затмивших сам Black Metal:

«Собственно эти «многие» забывают об артистической стороне Black Metal. Как EMPEROR мы имеем своё участие в событиях, происходящих в Норвегии, но если спросишь кого-нибудь о нашей группе, то люди начинают говорить о поджогах церквей и убийствах. EMPEROR – это “Black Metal art”, а не какой-то там поджог церкви! Артистическая сторона нашей группы намного важнее, чем все эти сенсационные сообщения о наших «преступлениях». EMPEROR – глубокое концептуальное искусство».

Как видим, блеку приходится лаврировать между «идейностью» и «идеологичностью», принципиальным отвращением ко всем формам игры на публику, позёрству, звёздной мегаломании и антиэскапистской, нонконформистской, чуть ли не политической активностью. Безоговорочный акцент на первом приводит к эстетско-андеграундному солипсизму, а на втором – к экстравагантному общественному хулиганству или культурному вредительству. Причём единственной общей платформой может быть разве что отсутствие политкорректности: Йеронимус, к примеру, – левый экстремист, Варг – крайне правый традиционалист, связующее звено блека с культурным, или же эстетическим, «фашизмом», другие – условно антидемократы (2). Однако Dani Filth, небезызвестный лидер британской группы CRADLE OF FILTH, на первый взгляд, немного выпадает из компании:

«Кругом машины, компьютеры, технологии, глобальное нивелирование личности... Когда норвежцы заводят старую пластинку о лесах и деревьях, то в этот момент я готов простить им все фашистские склонности».

Но это лишь на первый взгляд. Чуть ниже Dani безжалостно компрометирует своё мягкосердечие:

«Скажем, если бы я контролировал мир, то я бы стёр с лица земли половину ВСЕГО СУЩЕГО немедленно и без разбора, без каких-либо угрызений совести, ВСЁ, что человечество наворотило за века своей разрушительной деятельности. Я бы отравил газом половину мира».

Kevin Coogan в статье “How Black is Black Metal?”, посвящённой детальному анализу “Lords of Chaos”, сделал немало экскурсов в историю Black Metal, cultural fascism и пр. радикальных направлений/организаций и пришёл к выводу, что

“...LOC's musings about fascism and Black Metal largely hang on a thin evidentiary thread, Varg Vikernes... LOC fails to make a convincing case that Black Metal and fascism walk hand in hand.”

Впрочем, если рассматривать фашизм где-то в таком ключе, как это делал знаменитый «эстетический фашист» Бойд Райс из NON, то точек для пересечения, возможно, будет больше:

“I'm a fascist in the sense of the modern bastardised meaning of the word. I'm completely against democratic values and liberalism.”

И, наконец, немаловажно, что сам Викернес, оказывается, также довольно специфический «нацист»:

«Меня привлекал «нацизм» и я иногда выражал в его адрес свое одобрение главным образом потому, что многие из норвежских (и немецких) «нацистов» избрали нашу языческую религию в качестве нашей кровной религии и отреклись от иудео-христианства как еврейской ереси – и они были первыми, кто сделал это за столь долгое время!»

Кроме того,

«Как норвежец я никогда не задумывался о том, что порой использование мною – норвежцем – термина «нацизм» для характеристики моей идеологии может оскорбить славян. Естественно, у меня никогда не было намерения оскорбить славян или сделать их изгоями. Лично у меня весьма положительное представление о славянах и славянской культуре, и мне жаль, если люди думают иначе».

Среди мыслителей, влиявших на его мировоззрение, Варг называет Юлиуса Эволу, Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и Кнута Гамсуна.

Аналогичным образом блек безнадёжно зависает между огульным отрицанием лавеевского дьяволопоклонничества и эпатажной мимикрией под фанатичный сатанизм. Сатир из “medieval” Black Metal группы SATYRICON, не называющий себя «ни сатанистом, ни даже атеистом», говорит следующее:

«...я хочу напомнить, что Black Metal – музыкальный термин, изначально не имевший с сатанизмом ничего общего. Поэтому сатанизм не имеет никакого отношения к нашей музыке. Это всё дерьмо, которое когда-то замутил Йеронимус».

Соцдарвинизм Ла Вея тоже пришёлся не по вкусу. Так, лидер польского коллектива BEHEMOTH Нергал заявил следующее:

«Я не против этой концепции. Но я не могу назвать себя его последователем. Это слишком материалистический подход... Я думаю, что он хорош для толпы, но это только моё личное мнение».

Варг Викернес, со свойственным ему радикализмом, вообще отождествил фундатора COS (Church of Satan) с “capitalistic pig”. Этот нелестный отзыв звучит в его не менее нелестной рецензии на “Lords of Chaos”, а в частности на тезис о непосредственной подверженности блека влиянию Ла Вея и Кроули:

«Я оскорблен тем фактом, что они вносят такого американского клоуна, как Ла Вей, или больного на голову Кроули, в число тех людей, которые повлияли на то, что я когда-либо делал или говорил!»

Впрочем, такие группы, как, например, BEHEMOTH и их соотечественник LUX OCCULTA совсем не отрицают, что тексты Кроули – мощный источник вдохновения для творчества, но, безусловно, не в значении индоктринации; это действительно нелепо.

“Every man and every woman is a star”, “But exceed! exceed!”, “Be strong, o man, lust, enjoy all things of sense and rapture: fear not that any God shall deny thee for this”, “Mercy let be off: damn those who pity”, “The Word of Sin is Restriction”, особенно “Do what thou wilt shall be the whole of the Law. Love is the Law. Love under Will” – куда уж «идеологичнее»!

В случае сатанизма всё усложняется тем фактом, что многие блек-металлисты, как, например, Фауст из EMPEROR, не возражают против оного и даже отделяют фальшивый сатанизм Ла Вея от сатанизма настоящего:

«Я не имею ничего против самого Антона Ла Вея. Он очень интеллигентный и достойный человек, но эта его «церковь» меня бесит. Она не имеет ничего общего с Сатанизмом! Это просто сборище эксцентричных людей, желающих быть «сатанистами» и служить «чёрные мессы». Сатанизм по Ла Вею – это просто отражение «американской мечты» (богатство и успех). Рафинированный сатанизм (как и всё в Америке) просто бессмыслен».

Идейный вдохновитель GORGOROTH Инфернус, который заявляет в лоб, что “Black Metal is quite simply Satans music. It's in its essential form music for and by Satanist”, одновременно говорит:

“No, Church of Satan is not for me... as Christian have, I also have a concept of a God...”

Закономерно возникает интерес, кто же такой сей «неортодоксальный» сатанист? Послушаем Инфернуса:

“I am a satanist, yes. It means that I see the world differently than common man. I meet people with respect and an open mind, not with morals and prejudgements. At least this is my ideals.”

Звучит как декларация либерализма, но:

“On the contrary of a Christian I openly admit my contempt for weakness, in whatever form it takes upon. And I define many of my “rights” and “wrongs” in a way a Christian would not do.”

Дальше заметны ницшеанские веяния (названия альбомов GORGOROTH “Destroyer – Or About How To Philosophize With the Hammer”, а также “Twilight of the Idols – In Conspiracy With Satan” говорят сами за себя):

“Satanism to me implies a yes-saying to life in itself, and it revolves much around personal development and that of being a good role model for others.”

Несмотря на символику Black Metal групп, Инфернус отрицает классическое представление о том, что «сатанизм» есть христианством навыворот:

“Satanism in its true sense does however not imply a mockery on the Christian values and a blasphemous assault on their dogmas and rituals.”

Различие в другом:

“Nevertheless, as a Satanist is not a flock animal, thus defining good and bad in a way that often is not corresponding with civil law, Christian norms and standards or perhaps even common sense, conflicts arise.”

Нергал из BEHEMOTH определяет сущность сатанизма предельно лаконично: «А шли бы вы все на...! Я тот, кто я есть», другими словами».

Всю эту кашу, как ни странно, заварил именно Варг Викернес, который нынче соглашается венчать себя каким угодно титулом, только бы не иметь ничего общего с «тупоголовым сатанистом». Он же впервые вызвал неоднозначную реакцию Black Metal андеграунда на интерес публичности, сознательно решив атаковать общественную косность, чтобы потом «быть вынужденным» констатировать принципиальное отсутствие её способности неизвращённо воспринять Black Metal.

Так, в целях привлечения внимания норвежской публики к блеку и в частности к открытому Йеронимусом metal-магазину Helvete Варг дал провокативное интервью журналисту, где он наговорил «различной чепухи», которую последний, «к сожалению», понял буквально. В итоге Варг, по словам одного из репортёров, the “weirdest person I think I have ever met in my life”, был арестован, а в крупной норвежской газете Bergens Tidende опубликовано то роковое интервью, в котором Викернес назвался сатанистом и заявил, что все поджоги церквей есть делом рук блек-металлистов. Самым печальным в этой истории, по Викернесу, оказалось то, что все его усилия пропали даром. Виновником вышел Йеронимус, который

«...закрыл магазин, вместо того, чтобы воспользоваться ситуацией в свою пользу, потому что его родители считали, что это внимание доставляло слишком много хлопот!.. «злой» Black Metal герой сделал то, что велели ему его мать и отец!.. Я из-за этого провёл шесть недель в заключении, а всё, что он сделал, так это закрыл магазин! Посетители валили толпой, но к закрытому магазину! Ну разве это не глупо?!»

Не удивительно, что инцидент лишь обострил давний конфликт Варга с Йеронимусом, что привело к убийству последнего первым 11 августа 1993 г.

По мнению Варга, это и стало началом конца. По двум причинам. Во-первых, СМИ проинтерпретировали данное событие как результат «борьбы за власть» в «сатанинском движении».

«Другие представители металл-сцены, естественно, ненавидели меня, поскольку в конце концов они поверили в газетную байку о борьбе за власть, поэтому они также, за некоторым исключением (например, Фенриза и парней из MAYHEM), сделали всё, чтобы засадить меня, а в ходе расследования они ещё и доносили друг на друга, так что в конце концов из-за них полиция раскрыла почти все преступления, совершенные блек-металлистами в Норвегии с 1991 до 1993 гг.»

Во-вторых, те же масс-медиа успешно раскрутили карикатурный образ антигероя-сатаниста, из-за чего огромное число людей стало сознательно и бессознательно пытаться соответствовать канону. И появился тренд “Black Metal”… “The spirit had died… and the original idea of Black Metal was lost forever”, – сокрушается Варг.

«Дух Black Metal заключался в индивидуализме, чистоте выражения, новизне, силе характера, презрении к подражателям и, наконец, творчестве», – говорил Викернес.

Наличные ещё у Варга колебания по поводу уместности эксплуатации образа сатаниста (придумали-то первыми его не СМИ!) как средства демаркации усилились по мере появления позёрских групп и клонов, без промедления вооружившихся риторикой и достижениями пионеров. Здесь и берёт своё начало известная и непреодолимая дихотомия true и не true блек-металлистов, которая, как и все схожие различия, была вульгаризована с рекордной скоростью. «Не true» стало позорным клеймом на творчестве тех групп, что согласились подписать контракт с крупным лейблом (разряда наиболее известного из них Nuclear Blast) и продали больше пластинок, чем их true коллеги. «Тrue» стало синонимом «десять лет в гараже и ни одного альбома».

Вульгаризация этой дистинкции печальна прежде всего тем, что грязью поливаються по признаку «не true» не только и не столько коммерческие или тотально неоригинальные команды, сколько действительно великие артисты (имеются в виду прежде всего такие коллективы, как DIMMU BORGIR и CRADLE OF FILTH – представители так называемого sympho Black Metal). Причём, по остроумному наблюдению Дмитрия Басика (вокалист белорусской группы VISIOUS CRUSADE и музыкальный журналист), «DIMMU BORGIR — замечательная иллюстрация странного явления, когда альбомы этой группы покупают не только преданные фэны, но и заклятые враги, видимо для того, чтобы подпитать свою ненависть...» Впрочем, законодатели движения в большинстве случаев относяться к ним уважительно и даже с восхищением; блюстителями true часто являются даже не рядовые блекеры... Впрочем, сами DIMMU BORGIR мало страдают по этому поводу:

«Брюс Дикинсон, например, очень высоко оценил наш мини-альбом “Godless Savage Garden”... А еще один случай произошёл в Германии, когда мы выступали на одном концерте вместе с группой Two. После выступления к нам в гримерку зашел сам Роб Хэлфорд и попросил у нас автографы! Что же это происходит?! Я просто не могу понять. Мы играем на одной сцене с кумирами нашей молодости – Manowar, Judas Priest и многими другими. Это для нас очень многое значит и придает нам еще больше сил и уверенности в том, что мы на правильном пути!»

В определённом смысле возникновение тренда Black Metal также имело смысл. Все блекера с маниакальной одержимостью следят за тем, чтобы Black Metal не «спопсился», и вместе с тем все в один голос твердят о том, что именно благодаря скандальной хронике событий 90-х блек стал известен миру, то есть стал популярен. Хотя на самом деле никакого противоречия здесь нет. От Варговского интервью до современных horror-шоу (например, в Кракове 2004 г.), пожалуй, самой скандальной Black Metal группы GORGOROTH блек непосредственно стремится стать известным именно в облике сверхоппозиции продажной «неидейной» сцене столь же продажного искусства различных «обезьян с ключами от машины». По словам Викернеса,

«Авторы «Князей Хаоса» увидели в этом времени «зло ради зла», но они не в состоянии понять, почему мы на нём так сосредоточились. Это был протест, не напрямую против общества, в котором мы жили, не христианства, не даже против наших родителей, чего можно ожидать от подростков. Больше всего мы протестовали против модных Death Metal групп и продажной Death Metal сцены!»

Этот протест не бесполезен. Всем блекерам, а многим и на собственной шкуре, прекрасно известно, как именно лейблы используют их «творческий продукт» в целях обогащения за счёт блек-металлической аудитории и многое другое из рубрики «Бизнес в металле / Металл как бизнес». Тот факт, что некоторым из них приходится быть собственными менеджерами, никак не отменяет то, что блек – это плевок в лицо демократическому обществу, ценящему выше всего материальное благополучие. Блек антициничен par excellence (в интерпретации цинизма Петера Слотердайка). Агонизирующие признания несчастного сознания вроде «Знаешь, все в юности читали Ницше» или же «Понимаешь, всё упирается в деньги» здесь не в почёте. И этот дух действительно не продаётся, как бы «наивно» это ни звучало. Блек-металлическая музыка и деньги – обмен неравноценный в том смысле, что получаем мы неизмеримо больше, чем отдаём. А потому ценители проникнуты глубокой благодарностью к его творцам и рады, если у тех имеется возможность работать исключительно на музыкальном (по разумению блек-металлистов) поприще.

Вот почему за стенами тюрьмы жизнь продолжается, и дух не умер. И пентаграммы, и лавеи, и перевёрнутые кресты стали функционировать на метауровне как (опознавательные) символы сообщества людей, которые не собираются отказываться от того, что они любят, из-за навешанных на это мироощущение клише. И не секрет, что сейчас множество различных недонеформалов, использующих ту же атрибутику и называющих себя блек-металлистами и сатанистами; но ведь позёры родились на свет не вчера и даже не в фатальном 93-ем. Они были всегда. И будут. И хорошо, что будут, так как они заставят изобретать всё новые и новые отличия, и «превосходить, превосходить», как завещал Кроули. Ну а пока LIVE EVIL!

Довольно любопытна варговская транслитерация различия true и не true (в его «псевдонацистских» терминах), хотя столь кардинальное размежевание с так называемой культурой «рок-н-ролла и хэви-металла», возможно, не всегда уместно:

– Ты однажды сказал, что «металл – это ниггеровская музыка». Ты всё  ещё веришь в это?

– И да, и нет. Я думаю, металлическая культура – это ниггеровская культура, в том смысле, что обычные металлисты выглядят, ведут себя и думают как горстка «белых ниггеров». Это (по крайней мере, зачастую) экстремально примитивная, неинтеллигентная и бесцельная субкультура, как и все рок-н-ролльные субкультуры. Я тоже слушал металлическую музыку, но я никогда не вёл себя из-за этого как ниггер, и я не понимаю, в чем смысл этой металлической субкультуры. Курить шмаль или напиваться, спать со всеми подряд и передавать друг другу венерические заболевания, тусоваться всё время, ходить на концерты, встречая там таких же пустоголовых, и так далее. В чём смысл? Даже чёрномазые могут быть более разумными и конструктивными, более глубокими, чем всё это.

Истинно привлекательным для людей в этой отдельно взятой субкультуре является, вероятно, другое – презрение к современному миру, обаяние смерти и готики, романтизм и даже языческие ценности, но всё это становится ужасно неверным, будучи смешанным с традиционной культурой рок-н-ролла или хэви-металла.

В какой-то мере это замечание фиксирует несколько отстранённую позицию блек-металлистов по отношению к другим любителям металла, хоть принцип “Brotherhood of metalheads” весом даже для самых аристократичных блекеров. Да и попробуй занять отстранённую позицию на сейшне под сценой! Но в остальном, чтобы попасть в ряды блек-металлистов, надо действительно уметь подать пример «идейности» и силы духа, неистовой приверженности убеждениям и высококритичного склада ума, творческой утончённости и воинского этоса.

Для большинства людей из субкультуры Black Metal кажется неким анахронизмом, терзанием давно забытых призраков. Типичная аргументация – «В блеке всё уже сыграно» или «Остались лишь позёры» – малоуспешная попытка нейтрализировать этих уж слишком неформальных неформалов, гораздо менее подверженных воздействию групп равных и не стыдящихся самих себя, как многие сравнительно неглупые поклонники металла. Заметная часть металлистов, пересекающих определённый порог зрелости, резко лишается изрядной доли экстремальности, а потому ассоциирует последнюю только с зелёными юнцами, которые убеждены, что все блек-металлисты должны кого-нибудь убить, сжечь несколько церквей и быть способными цитировать по памяти стихи из сатанинской библии. Эта расхожая тенденция обыгрывается в текстах «true Black Metal легенды» Аццкая Сотона, рисующей портрет неграмотного сатаниста как исключительного представителя блек-металлической культуры. Кстати, рекомендую в качестве назидательной пародии на блек, обстриженный под узколобую идеологию фанат(ик)ов. Тем более самоирония в здоровых дозах всегда полезна – все помнят «101 правило блек-металлиста» с его (1) «всегда будь мрачен и замогильно ужасен»; (2) «если мама просит вынести мусор, скажи, что ты для этого чересчур мрачен и замогильно ужасен» и т.д.

Но разве в таком случае имеет смысл сохранять маску «сатаниста», особенно учитывая то, в какую выгребную яму она обычно погружает воображение людей? Имеет – для большинства блек-металлистов, которые используют такую лексику как знак особой «пропускной способности» воспринимать самодостаточную ценность определённых состояний интенсивности без застревания на форме их репрезентации. Она намеренно является тотальным антиподом традиционной парадигмы благого и прекрасного, чтобы продемонстрировать вторичность видимого и «наличного» (в хайдеггеровском понимании). Хотя, бесспорно, избранный блеком фон (эйдетика и метафорика, тематика и персонажи) также несёт в себе мощный освободительный, даже киничный импульс, прекрасно сочетаемый с эстетикой возвышенного Канта, с острым смешением страдания и наслаждения. И не без примеси агрессии и эротизма – здесь абсолютный чемпион CRADLE OF FILTH и BELPHEGOR. Блек наиболее «дионисийский» из всех известных мне видов искусства. Здесь нет сияющей гармонии; здесь только ночь и ветер. Используя высказывание Эрнста Юнгера, люди, способные на разрушение соборов, парадоксальным образом считают себя более религиозными, чем те, кто видит в их мировоззрении кощунство. Блек хорошо усвоил урок Ницше: где есть великое презрение и ненависть, там есть великая любовь.

В конце концов, все криминальные свершения блек-металлистов были искусными PR-ходами с довольно неожиданным посланием. Так, интерес публичности был заострён на «преступлениях» только затем, чтобы продемонстрировать, как мало они значат в глазах самих «преступников». Не обошлось и без чёрного юмора, в духе которого творились все эти страшилки для потрясённого до глубины души демократического общества (как члены MAYHEM сделали ожерелье с костей их друга Dead’а и т.п.). Но наиболее разителен контраст главного пугала из легиона сатанистов (имеется в виду Варг Викернес) с его реальным обликом. Сложно не согласиться, что личность Варга в целом («пассионарность», моральное достоинство, интеллигентность) и в частности его отказ компрометировать своё решение какими-либо сожалениями о содеянном произвело и производит до сих пор достаточно сильное впечатление как на сочувствующих, так и на негодующих. Вот это, собственно, и вся «идеология» блек-металлистов, безотносительно к тому, что они делают. Это и есть отсутствие разрыва между эстетикой и практикой.

Время дать слово Варгу:

«Если в стране возобладает иная система или по крайней мере правда, то я, возможно, буду описан почти таким, каким вижу себя сам, как человек, который преодолел искушение комфортабельной жизнью в богатой стране, потому что я скорее буду делать то, что правильно. Я отказался от участия в насилии над Матерью Землёй и протестую против современного мира».

Сложно не вспомнить Ницше, Хайдеггера и Витгенштайна с их нелюбовью к современности. Но, как и Хайдеггер, Варг понимает: «Эпоху никогда не отменить отрицающим её приговором. Эпоха только сбросит отрицателя с рельсов». Впрочем, можно с уверенностью утверждать только одно: пока Black Metal сбрасываться с рельсов не желает.

Примечания:

1. Досрочно освобожден 24 мая 2009 г.
2. NSBM (National Socialist Black Metal) группы требуют отдельного обсуждения.

© 2008


Додати коментар

Увійти через профіль для можливості залишати авторизовані коментарі.