Звездное человечество. Космические горизонты

Святослав Вышинский
Исследовательская группа «Politosophia»

1) Цель – свобода и могущество

Человечество, на протяжении всей своей истории истерзанное войнами, смутами и борьбой за выживание, в начале XXI века вновь оказалось в ловушке ложного целеполагания. Главная ошибка человеческих сообществ – неверное приложение сил и неправильное определение цели существования. Иными словами: «врага», преграды, стоящей на пути обретения свободы.

Мы полагаем, что свобода (выбора, действия, мышления) есть главное и простейшее ценностное определение – и глубинное качество человеческого сознания. Свобода определяет бытие сознания, и стремление к ее достижению и реализации – самая естественная потребность как человечества в целом, так и отдельного человека в частности.

Однако в коллективе человек исторически оказывается в ловушке ложного целеполагания, которая укоренена в ограниченном понимании власти-как-признания. Иными словами: власти-как-владычества над иными сознаниями, «власти над человеками». Таким образом вместо обретения подлинной власти над собственными естеством и ограничениями объективной реальности, человеческое сообщество истрачивает свои силы и энергию на взаимное подавление («...И смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого»). Вместо прямого движения в будущее – история закручивается вихревыми спиралями, в опыте мучительных колебаний и падений.

Мы определяем подлинную власть человека через могущество. Могущество есть свободное творческое волеизъявление. Преображение мысли в материальное действие на всех уровнях объективной реальности. Подчинение внешнего мира воле и разуму, превращение внешнего мира в инструмент и пространство вольного человеческого сознания, свободного от сил земного притяжения.

Первый и, в действительности, единственный противник человека – и одновременно кладезь и средство приложения его неиссякаемой энергии – это внешняя среда, природа, холодный космос, время и пространство, объективная реальность, ее тайны, угрозы и сложнейший лабиринт ее законов. Человек приходит в мир бессильным и уязвимым, и единственный вызов, который он бросает – это вызов действительности, которую сознание своевольно выстраивает в цивилизацию и культуру.

Извечная мечта человека – не о прямохождении и казистом возвышении обезьяны над земной поверхностью. Его символ – лестница в небо. Человек – архитектор. Он вспахивает землю в поиске средств к существованию. Человек вкапывается в землю в поиске ресурсов для свободной и достойной жизни. И обретенные богатства использует как инструмент владычества над реальностью. Промеетевская миссия человечества – оторваться от Матери Земли, преодолеть земное притяжение. Окрылиться мечтой и взлететь ввысь через волю и познание.

На нынешнем витке исторического развития мы понимаем, что общество уже не способно достигать великих целей, подменяя ложной властью подлинное могущество, а войной и распрями – эволюцию и совместное продвижение. Перед угрозой гарантированного взаимного уничтожения в ядерной войне и возможного истощения планетарных ресурсов перед человечеством стоит задача общего самоопределения. Если у человечества есть будущее, то в этом будущем «нет ни Еллина, ни Иудея», но есть единое планетарное человечество, бросающее вызов открытому космосу.

Человеку надлежит правильно выбрать противника, в противоборстве с которым общество обретает свою силу и свободу. Этот противник – не Другие (люди, верования, народы), но Другое (нечеловеческое, неизведанное, непокоренное). Высшым проявлением человеческой истории стали не разрушительные войны, а покорение всех просторов земли, воздуха и океана. Рывок во внеземные пространства – объективный космос и глубины собственного сознания. Продление жизни и культуры за границами земного времени и измерения. Обустройство холодного и безучастного мира как родного Дома.

Человек – единственное живое существо, подымающее взор в бездонное звездное небо и обретающее Дом в неведомом, в череде бесконечных перерождений собственного сознания и биологической природы. Человек устремлен в будущее как в высшую цель своего видового существования. Бытие человечества мыслится как прогресс и надежда, созидание лучшего будущего и освобождение от оков объективной реальности. Свобода и могущество – заветные цели. Вера, надежда и любовь – условия подлинно человеческого существования.

Чтобы поднять голову на звездное небо, следует сбросить оковы прошлого. Квинтэссенцией прошлого, порабощающего инерционного существования является идентичность. Идентичность – одновременно и кандалы сознания, и его ложное целеполагание. От косных ограничений идентичности освобождает мышление о будущем – непримиримая воля, рациональное планирование и заоблачные мечтания.

Прыжок в космос подобен первичному планетарному освоению. Это не только и не столько преолодение пространства, сколько преодоление времени. Не только и не столько самосохранение вида – но его эволюция. Ибо нет ничего, непосильного воле и разуму. Мир – бесконечное раздолье, которое вспахивает и обустраивает человечество. Вместо мелких дрязг и войн за золото, бусы и зеркальца – человечество объявит войну самому времени и пространству за подлинно свободное существование. Вместо подчинения человека человеку – человечество покорит горизонты будущего. Лишь Вселенная является достойным противником.

Мы уверены, что на достигнутом уровне технологического развития проблемы и вызовы человечества не решаемы. Ни войны за перераспределение земных ресурсов, ни бесперспективное приспособление к внешней среде и климату – не позволят человеку выйти на новый виток истории. Человеческое сознание устроено таким образом, что реализует полноту свободы, лишь бросая дерзкие вызовы и устремляясь в заоблачные цели. Ни конкурентные войны, ни земная среда более не являются достаточными стимулами для мобилизации воображения и энергии. Самый действенный импульс происходит от избытка сил, а не от их недостатка, от пытливого ума, а не от сковывающего страха.

2) Метод – единство и комплиментарность

После освоения Земли будущее человечества преполагает объединение усилий с целью освоения внеземного пространства. В условиях оскудения планетарных ресурсов и усталости человека от разрушительной конкуренции XX столетия, лишь конвергенция потенциалов всех культур и народов способна сохранить метаисторические движение – а именно экспансию человечества в иные миры и пространства. Видовое единство человечества означает всеобщую солидарность ради будущих поколений.

Мы исходим из того, что всякий человек от рождения одинок и чужд объективной реальности (космосу, природе). Человек – единственное существо, лишенное биологической ниши. При том сама эта лишенность и является предусловием духовной эволюции человека из грубого тела гоминида. Единственное, что связывает сознание с миром – это другие сознания, братское плечо другого человека, данное непосредственно через общество и опосредованно через язык и культуру.

Идентичность, таким образом, есть определение своего места в обществе других человеков – посредством языка и культуры. Но в то же время – и противопоставление другим человекам, отграничение от их целей и интересов (многоголосие есть хор, но многоголосие сулит непонимание). Исходя из всемогущества воли и неиссякаемости творческих возможностей сознания, всякую идентичность – и даже ту, которая зыждается в биологической основе – мы до определенной степени считаем воображаемой. Преодоление оков естественных и воображаемых идентичностей – это вызов и ключ к преодолению «земного притяжения» («...И начали говорить на иных языках»).

Преодоление идентичности не предполагает всеобщее выравнивание по элементарному образцу существования («советский человек», «правильный человек» и т.п.). Оно не означает стирание границ через насильственное уравнение – но трансформирует сознание в опыте новых ценностей и нового мышления. Мы ставим цель – прыжок в неизведанное – постижение дальних миров – углубление и расширение сознания – которая попросту оставляет позади ветхие определения, не объявляя им войну, но переключая внимание на задачи более весомые.

Ибо в будущем мире человек не самоцель, а средство сознания. Горизонты сознания – бесконечны. Вместо местечкового многополярного мира старых культур и наций – мы мыслим однополярное человечество, в котором центр силы и энергии смещен в будущее из настоящего. Полюс человечества – крайний север, пространство неизведанного от арктических бездн до звездных высей. Это точка преодоления материальной обусловленности посредством трех китов сознания: воли, знания и умения (проще говоря: технического волшебства).

Освоение крайних пространств Земли и Внеземья есть одновременно и плацдарм, и средство человеческого преображения. Сознание преодолевает себя, принимая непостижимые вызовы, переплавляющие человека в Героя. Люди становятся Героями, бросая вызов реальности – богам, титанам и драконам – а не бросаясь друг на друга. Ибо свою меру познают лишь в соприкосновении с Иным и неведомым.

Условие прогресса – в осознании человеческого братства. Человеческий вид перед новыми вызовами более не делится на племена и народы. Одна и общая планета предполагает одно и общее будущее – одно и общее усилие – по меньшей мере, в границах земного притяжения. Эта новая системообразующая цель означает инклюзивность (всеохватывающее включение) и комплиментарность (понимание и приятие поверх границ языка и сознания). Цивилизационый ковчег, в котором определено место каждому.

Старые культуры и ветхие идентичности останутся уделом частной жизни, «домашними гениями» – пред лицом титанических свершений. История останется уделом Геродота, культура – веянием моды, а вера – вопросом интимной предрасположенности к божественному. Свободный вгляд в будущее означает дерзкое мечтание, «забвение», избегание истории, больший интерес к еще-не-бывшему, нежели к прошедшему. Иными словами: всеобщее омоложение.

Мы верим в то, что свобода и улучшение – идеи, не знающие расовых и национальных различий. При этом, говоря о «комплиментарности», мы не имеем в виду стирания различий в плавильном котле цивилизации. Различия – не преграда, а необходимое усложнение коллективного сознания, увеличение числа возможных вариантов развития. Собор будущего строится из разных блоков, равноудаленных от конечного замысла – ибо совершенный замысел виден лишь в цельном ансамбле строения. Всякая ассимиляция ведет к упрощению и оскудению жизненной силы народов. Посему да будет каждый кем ему угодно!

3) Альтернатива – выбор и самоопределение

Все, созданное человеком, временно и небезусловно. Человеческое сознание непрерывно трансформируется, и различия, стоящие за его историческими проявлениями, предполагают неизбежную борьбу идей и смыслов. Таким образом никакая, даже видимо безупречная мысль не может претендовать на всеобщность – и навязываться человеком человеку.

Человек – единственный кузнец своей жизни, ибо его время и пространство, «здесь-бытие» неповторимы и уникальны. Человек человечен лишь постольку, поскольку он свободен. Следовательно, свобода – основополагающее условие всякого общественного вовлечения.

Отдельный индивид не принадлежит ни обществу, ни цивилизации. Человек заключает с коллективом добровольный контракт (назовем это «мировым соглашением») с возможностью изменения условий и его расторжения. Человек имеет право быть или не быть, а также определять способ собственной жизни. Человек может вернуть билет в звездные дали, ибо каждый есть только тем, кем он является, в согласии с собственной целью.

При этом свобода, помимо выбора соучастия, предполагает многовариантность и множественность творческих проявлений, каждое из которых является «экспериментом» в частном пространстве – ни к чему не обязуя окружающих. Но всякий архитектор должен помнить о неограниченности своих целей – и ограниченности собственного познания. Ибо «камень, который отвергли строители», может «соделаться главою угла».


Додати коментар

Увійти через профіль для можливості залишати авторизовані коментарі.