Образ Жака Казотта как предтечи традиционализма

Руслан Халиков
Донецкий национальный технический университет

Жак Казотт (1719-1792) – один из наиболее загадочных деятелей периода французской революции, легендарный борец против агрессивного просветительства, которому приписывают пророчество о гибели французской королевской семьи вследствие чрезмерного увлечения аристократических кругов новомодными веяниями. Описание этого события приводит Ж.-Ф. Лагарп, утверждая, что ещё в начале 1788 г. Ж. Казотт на светском вечере, где прославлялись социальные перемены во Франции, объявил присутствующим там аристократам об их скорой казни в ходе поднятой просветителями революции. Согласно воспоминаниям Лагарпа, когда Казотта стали упрекать, что его пророчество никак не походит на то царство разума, которое предполагалось построить в ходе преображения и освобождения умов, он отвечал: «Об этом-то я и говорю. Всё это случится с вами именно в царстве разума и во имя философии, человечности и свободы. И это действительно будет царство разума, ибо разуму в то время будет даже воздвигнут храм, более того, во всей Франции не будет никаких других храмов, кроме храмов разума» [2, с. 70]. Такие воспоминания современников формируют образ Казотта как решительного и непреклонного противника просветительского бума, охватившего Францию в XVIII веке. Сюда стоит добавить ещё и пророчество относительно Робеспьера, которое Казотт сделал в 1792 году, находясь в тюрьме.

Последовательная позиция привела мыслителя к жёсткому конфликту с властью. Сохранился документ, возможно, воспроизводящий протокол суда над Казоттом, где его обвиняют в государственной измене и разглашении тайн, в которые он был, предположительно, посвящён. На этот документ обратил внимание известный исследователь и библиофил С. де Гуайта, и находится он в брошюре «Correspondance mystique de J. Cazotte avec Laporte et Pouteau, intendant et secrétaire de la liste civile pendant les années 1790, 91 et 92, contenant des détails intéressants sur le voyage du ci-devant roi а Varennes; précédée d'une notice historique sur la vie et les ouvrages de cet homme célèbre. an VI», занимая её почти целиком. Характерно, что непреклонность обвиняемого приводит к тому, что трибунал, нарушая один из основных правовых принципов, дважды судит его по одному и тому же обвинению, во второй раз приговаривая к смерти (на первом процессе Казотт был оправдан) и приведя приговор в исполнение раньше, нежели можно было бы подать апелляцию. Важно также отметить, что С. де Гуайта, так же как и его учителя Ж.-А. де Сент Ив д`Альвейдр, А.Л. Констан, и другие оккультисты XIX века, были явно на стороне Казотта, осуждая если не самих просветителей, то вызванную их трудами революцию [1, с. 378-387]. Можно предположить, что влияние данной школы было велико и на Р. Генона, впоследствии переосмыслившего процессы периода французской революции в рамках традиционализма.

Наиболее известным произведением самого Казотта является повесть «Влюблённый дьявол» (1772), главный герой которой, узнав о возможности покорения дьявола, бездумно устремляется в эту авантюру и призывает дьявола, который его обманывает, заставляя отречься от близких, нарушать законы и заповеди, а под конец только чудо и молитвы матери (которая всё же не отказалась от сына) спасают молодого человека от смерти. Если принять данное произведение как аллегорию, можно увидеть за образом молодого человека типичного европейца, увлёкшегося новыми идеями, которые кажутся безопасными и прекрасными, на деле являясь дьявольским наваждением. Лагарп в своих воспоминаниях также упоминает о популярности «Влюблённого дьявола» среди французской читающей публики, но подчёркивает отношение к этому произведению как к забавному роману, а отношение к автору – как чудаку. Между тем, в контексте убеждений Жака Казотта, стоит предположить, что текст представляет собой ещё одну попытку донести до публики мысль об опасности слепого принятия опасных непроверенных ценностей.

Литература:

1. Гуайта С. де. Человеческое правосудие / Станислас де Гуайта ; пер. с фр. В. Нугатова // Очерки о проклятых науках. У порога тайны. Храм Сатаны. – М. : Ланселот, 2004. – С. 378-387.
2. Лагарп Ж.-Ф. Пророчество Казота / Ж.-Ф. Лагарп // Влюблённый дьявол ; сост. В.И. Жариков. – М. : Москва-имидж, 1992. – С. 68-73.

Апробация:

Тезисы доклада на круглом столе «Традиція і традиціоналізм», Донецкий национальный технический университет, 11 ноября 2011 г.

Публикация:

Халиков Р. Образ Жака Казотта как предтечи традиционализма / Руслан Халиков // Традиция и традиционализм: Материалы Круглого стола. Донецк, 11 ноября 2011 года. Посвящается 125-летию со дня рождения Рене Генона. — Донецк: ІПШІ «Наука і освіта», 2011. — С. 75—77.

© 2011


Додати коментар

Увійти через профіль для можливості залишати авторизовані коментарі.