Марат Мусин
Ярославский государственный университет им. П. Демидова
«Созерцай умом отсутствующее как постоянно присутствующее».
Парменид.
Смерть всегда метафизична, а метафизика – всегда о смерти. И то и другое кажется невозможным (1), но это случается, не как противоположность необходимости, а как неожиданно происшедшее событие.
СОБЫТИЙНОСТЬ метафизики и смерти выражается в их соотнесенности с бытием сущего, познающего свою конечность (2). Собственно знание смертного сущего (Я) о конечности своего существования и есть смерть как таковая (3). Это знание и есть метафизика как прыжок в ИНОБЫТИЕ, как радикально ИНОЕ бытию.
ИНОБЫТИЕ не есть НЕБЫТИЕ, которое, неся в себе отрицание, тем самым соотносилось бы с БЫТИЕМ.
АБСОЛЮТНО ИНОЕ ЕСТЬ СМЕРТЬ. Она ничего не отрицает и не утверждает. Она молчит. Она всегда присутствует своим отсутствием, она и есть ОТСУТСТВИЕ. Если присутствие есть само бытие, то отсутствие есть его ИНОЕ.
МЕТАФИЗИКА возникает, когда ИНОЕ являет себя. Можно сказать, что метафизика есть явление ИНОГО.
ИНАКОВОСТЬ ИНОГО выражается в его радикальной беспредметности. Беспредметность состоит не столько в «трансцендентности», сколько в безосновности, которая сама является основой для трансцендирования. Можно свести сам акт трансцендирования к каким-либо эмпирическим условиям (более того он и возможен только при определенных условиях), но сама интенция к ИНОМУ не может быть объяснена, она не имеет оснований.
ОСНОВАНИЯ – это то, что подвергается радикальному сомнению в метафизике. Метафизика есть собственно исчезновение основания, а в этом «растворении» основания и являет себя ИНОЕ.
ИНОЕ не имеет эмпирических свойств, не находится ни в какой связи с пространством и временем, ИНОЕ – неумопостигаемо, оно - НЕТ, НИГДЕ И НИКОГДА (4).
НЕТ, НИГДЕ И НИКОГДА есть важнейшие опознавательные знаки СМЕРТИ. Смерть безусловно есть событие эмпирического плана: некто умирает в каком-то месте и в какой-то час, но метафизичность этого события в том, что меня нигде и никогда не будет. В «будет» всегда заключено БЫТИЕ, которое и есть будущее.
БУДУЩЕЕ – единственное основание бытия, то, «откуда» бытие, отсутствие будущего есть конец бытия и первый шаг к метафизике. МЕТАФИЗИКА есть пробуждение от гипноза будущего – будущего нет. «Будущего нет» для Я означает смерть, узнавание своей смертности.
УЗНАВАНИЕ СВОЕЙ СМЕРТНОСТИ есть прыжок от какого-либо эмпирического представления или абстрактного понятия о смерти (либо от отсутствия таковых) к опыту смерти.
ОПЫТ СМЕРТИ не имеет отношения к эмпирическому опыту, который всегда предполагает будущее; в опыте смерти открывается настоящее.
НАСТОЯЩЕЕ вневременно (не было, не будет, а есть); настоящее есть отсутствие времени. Вневременность настоящего проявляется во внезапном.
ВНЕЗАПНОЕ есть неожиданное, в непредвиденности которого открывается ИНОЕ.
ИНОЕ ВНЕЗАПНОСТИ открывается в смерти, в неготовности к ней (5), в метафизике ИНОБЫТИЕ открывается в метафизическом пробуждении.
МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ, с одной стороны, есть абсолютная инаковость времени, чистая дискретность (6), с другой – есть открытие БЫТИЯ как представления.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в метафизике имеет не «гносеологический» а «онтологический» смысл, это означает, что представление есть откровение ИНОГО. ИНОЕ в представлении открывается указанием на условность представляемого, бытие которого заключено в его данности относительно времени и пространства (оно где-то появляется и где-то исчезает) относительно самого представляющего (который собственно и представляет, т.е. отделяет себя от предмета).
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ это не теоретическая позиция и уж тем более не эмпирическое Я, а указание на способ мышления.
СМЫСЛ МЫШЛЕНИЯ как такового состоит в его обращенности на себя, его для-себя бытие есть в той же степени в-себе бытие. Бытие мышления не может быть представлено: если представленное наличествует (мыслится), то мышление отсутствует.
ОТСУТСТВИЕ соотносится с мышлением, поскольку последнее полагает принцип реального – «тожество мышления и бытия».
ТОЖЕСТВО МЫШЛЕНИЯ И БЫТИЯ означает, что СУЩЕЕ есть в сознании, точнее, есть сознание.
СОЗНАНИЕ – это форма сущего: то, что есть, есть определенным образом (звук слышится, цвет видится, мысль мыслится, чувство чувствуется), в том числе и само сознание (сознание сознается, т.е. есть рефлектирует), поэтому сознание означает быть, а быть – значит означать что-то.
ОЗНАЧАТЬ ЧТО-ТО (ЗНАЧИТЬ) выражает соотносительность всего представленного в формах сознания сущего, его целесообразность, «значит» - есть НЕОБХОДИМОСТЬ сущего. Сущее, таким образом, тождественно значимому, т.е. представляется как очевидность.
ОЧЕВИДНОСТЬ (чувственная, аподиктическая, «мистическая» или какая-либо другая) есть СУЩНОСТЬ в сущем. Сущее, теряя очевидность, лишается своей сущности.
СУЩНОСТЬ не есть бытие сущего, поскольку полагается ИНЫМ – несущественным.
НЕСУЩЕСТВЕННОЕ не означает незначимое – несущественное ничего не означает, не входит ни в какие отношения с ИНЫМ. ИНОЕ поэтому являет себя в несущественном как абсолютно НЕОЧЕВИДНОМ.
НЕОЧЕВИДНОЕ не есть то, что входит в противоречие с очевидным, неочевидное никак не относится к очевидному. Очевидность, будучи ИНЫМ неочевидного, как принцип реального не предполагает вопроса о реальности, она не есть вопросительность.
ВОПРОСИТЕЛЬНОСТЬ – способ бытия неочевидного, явление ИНОГО в сущем. Сущее являет ИНОЕ в полагании смысла.
СМЫСЛ - это то, что соотносит то или ИНОЕ сущее не с ИНЫМ сущим, а с самим собой. «САМО СЕБЯ» как единственность (инаковость) представленного сущего, есть обнаружение в себе ИНОГО, есть вопрошание смысла. ВОПРОШАНИЕ есть выражение отсутствия смысла в представленном сущем самом по себе, ВОПРОШАНИЕ ЕСТЬ МЕТАФИЗИКА.
МЕТАФИЗИКА как вопрошание есть внезапное обнаружение СМЕРТИ - отсутствия смысла в сущем самом по себе. Сущее само по себе НИЧТО – это является в метафизике, СМЫСЛ БЫТИЮ сущего полагает ИНОЕ – СМЕРТЬ.
«Кто знает, - может жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь».
Еврипид.
Примечания:
1. Смерть кажется мне невозможной, так как я не могу представить себя несуществующим, а метафизика кажется мне невозможной, так как я не могу представить ее предмет.
2. Иначе говоря, встреча со смертью и метафизикой изменяет способ бытия человека.
3. Смерть (впрочем как и жизнь) в данном тексте рассматривается не в биологическом, психологическом, или каком либо ином значении, а исключительно в онтологическом смысле: смерть – это конец человеческого бытия.
4. В данном тексте утверждение о том, что ИНОГО нет, нигде и никогда, есть только указание на беспредметность ИНОГО. Беспредметность ИНОГО не означает тождественности ИНОБЫТИЯ НЕБЫТИЮ.
5. Никто не может быть готов к смерти, ибо не представляет, что это такое.
6. Т.е. как молния застигает неожиданно, внезапно.
© 2005
Додати коментар
Увійти через профіль для можливості залишати авторизовані коментарі.