Святослав Вышинский
Группа политических исследований «Политономия»
В кон. XX в. либеральный западный цивилизационный проект одержал окончательную победу и ныне практически монопольно распоряжается судьбой планеты. Западная культура как форма «мягкого доминирования» стала фундаментом для культуры глобальной, подменяя собой декларируемую плюральность. Либеральный, ориентированный на потребление и наживу капитализм конституирует экономический строй как базу политической и культурной экспансии на остатки личных свобод и национальных суверенитетов. Социальная атомизация по принципу скрытого порабощения в действительности работает против самого индивида, видимо эмансипирующегося от общества в той мере, в которой его собственное пространство ограничивается декларируемыми свободами других индивидов. Уничтожение принципов коллективной солидаризации разрушает основания государственности и национальных общностей, устраняя последние с поля политической игры надгосударственных структур и теневых финансовых монополий. Необходимость эффективного разрешения глобальных проблем мира, экономической стабильности, ресурсов и экологии оставляет последнее слово за назначаемой наднациональной бюрократией как обезличенным выразителем интересов растерянного и аполитичного большинства, стремительно теряющего последний инструмент влияния на собственное будущее через демократическое волеизъявление.
Стратегическая глобализация, призванная к стиранию этнических идентичностей под знаменателем синтетической культуры американского образца, не противоречит тактическому культивированию локальных особенностей и регионализмов «малых отечеств» – как метод дробления больших национальных организмов, которые, составляя политическое единство и воплощая исторические проекты, препятствуют монополяризации мира. Пропаганда расовой и этнической толерантности в западных демократиях способствует релятивизации как местных идентичностей, так и культурного, этнического, религиозного самосознания мигрантов, которым предлагается стать безликими «гражданами мира». Экстраполяция радикальных идей толерантности не только на принцип кровного происхождения, но и на гендерные отношения вскрывает тенденцию к полной унификации человеческого типа. «Пост-человек» XXI в. под давлением воспитания, образования и тоталитарного общественного мнения, подкрепленного полицейским репрессивным аппаратом, будет лишен права на естесственную видовую идентичность. Уподобляясь новым заданным стандартам, отдельные индивиды будут становиться все более прогнозируемыми, программируемыми – и легкозаменимыми в «менеджерской» социальной пирамиде.
Развязывание локальных и глобальных вооруженных конфликтов используется как инструмент экономических и политических компенсаций. Современный капитализм вошел в стадию скрытого империализма, при котором поводом для войн и интервенций становятся гуманитарные миссии и защита прав человека, а экономическая эксплуатация Западом стран Третьего мира в форме кредитования, гуманитарной помощи и постепенной сдачи национальных багатств транснациональным корпорациям по принципу «свободного рынка» вуалируется отчужденными юридическими механизмами. Империализм «с человеческим лицом» нач. XXI в. эффективно маскируется и не поддается прямому распознаванию за стеной гуманной риторики и манипуляции сознанием со стороны средств массовой информации. Планета все более тонко поляризуется на узкие зоны комфорта и эксплуатируемую периферию, чьи анклавы в форме бизнес-метрополий и изолированных гетто одинаково присутствуют как в странах Первого, так и Третьего мира.
Инструментом противодействия Новому Мировому Порядку более не могут быть идеологии, не соответствующие современным реалиям и очевидной усталости масс от политики и структурного мышления. Восстание против нео-консервативного «конца истории» виступает лозунгом, объединяющим все анти-глобалистские силы от крайнелевых до крайнеправых. Право на историю есть неотъемлемое право человека и народов на самоопределение и созидание собственного будущего. Становление пост-исторического мира будет означать отказ от самой идеи альтернативы будущего – современному – как программного принципа модернового проекта – а значит: и потерю свободы как высшей ценности и предпосылки человеческого бытия.
Апробация:
Тезисы по результатам интеллектуального семинара «Основные черты Современности» (Киев, Идеологический клуб Киевской городской организации Всеукраинского объединения «Свобода», 9 июня 2011 г.).
Перевод:
Вишинський С. Основні риси Сучасності.
© 2011
Додати коментар
Увійти через профіль для можливості залишати авторизовані коментарі.