Этика «святого террора» в повести Бориса Савинкова «Конь бледный»

Святослав Вышинский
Институт философии им. Г. Сковороды Национальной академии наук Украины

Повесть русского писателя, политика и террориста Бориса Савинкова (В. Ропшина) «Конь бледный», вышедшая в 1909 г., стала эпохальным явлением как в истории русской литературы, так и для анналов политической борьбы. Оценивая ее с позиций современности, следует отметить не только ее безоговорочную актуальность и сегодня, через столетие после первой публикации, но и подчеркнуть, что ход мировой истории и далее подтверждает интуицию автора. «Конь бледный», написанный по горячим следам реальных событий, автором которых в действительной жизни стал сам Борис Савинков, явил собой книгу-исповедь духовного бунтаря, политического радикала, террориста-идеалиста. В этой уникальной для русской литературы работе, окропленной не только душевным потом автора, но и живой кровью его противников, читателю открывается очевидная и жестокая в своей прямолинейности картина реальности: картина безальтернативной войны против тьмы мира сего – без оглядки на жертвы другими и жертву самим собою, в непрестанной борьбе с холодным сомнением и собственной совестью. Главный герой сочинения – сам автор: русский террорист, социалист-революционер, ведущий подпольную борьбу против царского режима, совершая террористические акты и покушения на высокопоставленных лиц. Герой повести возглавляет нелегальную группировку из четырех человек, выброшенных на маргинес бытия: бывшего рабочего; крестьянина-старовера, оставившего свое хозяйство; студента, бросившего учебу; и женщины, которая не может бросить человека – автора повествования. У каждого члена группы свои причины, побудившие их стать на путь «святого террора» против Системы, но за каждым из них кроется безысходность. За каждым из героев долг – и любовь, заставляющие идти против течения и не дать массе, одержимой бесами, пасть в бездну Ада. Однако все естество повести, как и душу ее творца, пронизывает внутреннее противоречие: может ли человек, движимый чаяньем справедливости, кровавой жертвой тиранов устлать мост ко всеобщему спасению?

Апробация:

Тезисы доклада на III Международном симпозиуме «Русская словесность в мировом культурном контексте», Покровское, Дом отдыха «Покровское», 20 декабря 2009 г.

© 2008


Додати коментар

Увійти через профіль для можливості залишати авторизовані коментарі.